Проект регионального общественного движения "Культура и Здоровье"

Сексуальность — это стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни

Сексуальность (латинский «sexus» — пол) согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения — это стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти.

 

Сексуальность включает в себя все вопросы пола, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, сексуальные предпочтения, эротизм, гедонистические ощущения, интимность и репродукцию. Сексуальность переживается и проявляется в мыслях, фантазиях, желаниях, верованиях, ценностях, установках в отношениях человека.

 

По мнению И.С.Кона сексуальное удовольствие (наслаждение) возникает эволюционно в филогенезе как вознаграждение за сложное поведение, обеспечивающее размножение организмов и сохранение вида. Это вознаграждение становится и стимулом поведения. однако в процессе эволюции и усложнения культуры (как противовеса «природной» сути человека).

 

Сексуальная функция и мотивационные механизмы отделяется от репродуктивной цели и становятся самоценными. С.Т.Агарков (2013 г.) отмечает, что уже у высших животных сексуальность многофункциональна. Гомосексуальные контакты, мастурбация и сексуальные предпочтения достоверно описаны у 450 видов. Многие исследователи (Ф.Бич, И.С Кон, С.Т.Агарков и др.) отмечают факт реализации знаковых функций через сексуальность, связанных с установлением и оформлением иерархических отношений доминирования — подчинения».

 

Многочисленность и противоречивость определений сути, основных механизмов и предназначения сексуальности обусловлены принадлежностью исследователей разным методологическим школам.

 

Рассмотрим три основные модели сексуальности.

I.Биологическая модель

 Специалисты, придерживающийся взглядов на сексуальность в рамках этой модели, в той или иной мере сводят весь спектр сексуальности к биологической проблематике, т. е. видят в человеческой сексуальности лишь физиологическое проявление. Можно сказать, что представителей этого направления больше интересует организм человека, нежели его личность. Именно этот подход сексопатологии, как правило, провоцирует пациента на поиск «волшебной» таблетки, а врача эту таблетку пациенту предоставить. Несмотря на явную ненаучность и не современность  этих представлений, следует сказать, что они достаточно распространены как в общественном сознании, так и во врачебной практике ряда специалистов.

 

II.Психогидравлическая модель

Это точка зрения, легшая в основу фундаментальных положений психоанализа, опирается на фрейдовские представления либидо. Данный термин вошел в научный обиход после выхода монографии Альберта Молля «Противоестественное половое чувство» (1897) году, в которой автор подчеркивал, что под этим понятием каждый представляет что-то свое: «Один понимает под этим исключительно субъективные ощущения в половых органах, другой — главным образом отношения к противоположному полу, третий — воспроизведение потомства». Сам А.Молль понимал под либидо основной мотив сексуальной активности и всего полового поведения.

 

З. Фрейд расширил понятие либидо, предлагая называть этим термином изначальный энергетический импульс человека, витальную (жизненную) силу и энергию. Именно либидо определяет всю эволюцию человеческой личности с момента рождения и до смерти. Замаскированные превращения индивида определяют и объясняют наши индивидуальные странности и склонности, симпатии и антипатии, тайные желания, страхи и многие другие особенности личности. Сексуальная мотивация во многом определяется именно этими особенностями и выраженностью внутреннего сексуального напряжения, требующего разрядки.

 

Наслаждение сексуальное удовлетворение достигается именно разрядкой внутреннего напряжения. Гипотеза о снижении уровня напряжения вытекает из мотивов, возникающих в связи с другими физиологическими потребностями, такими, как голод или жажда. В то же время психоаналитики понимали, что буквальный перенос происхождения этих мотиваций и сопутствующих им механизмов на сексуальность не может быть осуществлен без соответствующих критических купюр.

 

Известно, что в основе сексуальной активности могут лежать самые разнообразные мотивы, зачастую находящиеся вообще вне рамок физиологических закономерностей (D.Hebb, W. Thompson,1954; G.Schmidt,1974;Л.М.Щеглов,1995 г.).

 

Одной из целей психоанализа была попытка объяснить, каким образом накопленное сексуальная энергия распределяется в индивидуальной психике, разрешается и преобразуется в сфере общественной деятельности. Формы преобразования сексуальной энергии легли, в частности, в основу концепции сублимации З. Фрейда, согласно которой сексуальная энергия может иметь два выхода: путем достижения сексуального наслаждения, что является более примитивной формой разрядки, и путем сублимации, т. е. на более «высоком» уровне, когда первичная энергия либидо переключается на иные формы активности.

 

Исходя из этого, в рамках психологической модели существует два варианта развития любого общества и цивилизации в целом:

— первый вариант наблюдается в тех обществах, где в отношении сексуальности нет особых запретов. Секс воспринимается как праздничная сторона нормального существования.

Человек в таком обществе глубинно счастлив, не испытывает гнета общественной морали, проживает свою жизнь беззаботно, как мотылек свой день. Условно можно предположить, что это модель ближе к туземной культуре (Океания, Полинезия). Общество же в этом случае обречено на стагнацию, застой, так как единая энергия расходуется на саму жизнь и фактически ее не остается на сублимацию, то есть, в обществе нет «сил» на расцвет науки, бизнеса, искусства и т. д.;

 

— второй вариант являет собой полную противоположность, рассмотренному выше. Здесь имеется в виду общество, подавляющее сексуальность индивида, регламентирующее поведение человека. Индивид в таком обществе глубинно несчастлив, подавлен, ограничен в желаниях. Само же общество динамично, имеет большую перспективу развития, так как нереализованные импульсы индивида сублимируются в социально приемлемые формы активности.

 

Следует сказать, что концепция психогидравлической модели сексуальности, несмотря на то, что она до сих пор фактически не верифицирована, получила признание во многих других областях человеческого знания (культурология, антропология, социология и др.).

 

III.Экологическая модель

М. Волен (М.Whalen,1966 г.) Дж. Шмидт (G. Schmidt, 1974 г.) и их последователи трактуют сексуальную мотивацию не столько как следствие постоянно  нарастающего напряжения сексуальной энергии, а как предрасположенность реагированию определенным образом на определенные раздражители.

Такая предрасположенность возникает на основе двух компонентов. Ими являются врождённые биофизиологические особенности, меняющиеся в процессе онтогенеза и приобретенные особенности, появляющиеся в результате обучения и представляющий собой весь комплекс жизненного сексуального опыта человека. Сексуальная мотивация базируется на сочетании двух этих компонентов.

 

Таким образом, сексуальная мотивация обусловлена, с одной стороны, биофизическим состоянием организма, а с другой — процессом обучения и сексуальным опытом индивида.

Биофизиологические факторы, являющиеся базой сексуальной мотивации, генетически запрограммированы и состоят из следующих основных блоков:

  • пренатальное и постнатальное развитие;
  • изначальное состояние нейроэндокринной системы;
  • функционирование подкорковых образований и спинного мозга;
  • функционирование периферических нервов и рецепторов;
  • оптимальный уровень гормонов;
  • правильное функционирование ферментативных систем, обеспечивающих обмен веществ и т. д.

 

Кроме биофизиологических факторов не меньшее значение имеет социокультурные и психологические факторы, партнерское взаимодействие, сексуальный опыт, полученный в процессе обучения, и т. д.

Проблемы социализации сексуальных потребностей человека представляет собой одну из наименее изученных областей сексологии. Дж. Шмидт (G.Schmidt,1974 г.) дает следующую интерпретацию: человек рождается с определенным уровнем нейрофизиологического обеспечения, позволяющее ему испытывать сексуальное наслаждение при стимуляции генитальных экстрагенитальных эрогенных зон, достигающее своего максимума в виде оргазма.

 

Стимуляция и оргазм в свете теории обучения действует как подкрепляющие факторы и усиливают тенденцию к поиску возбуждающих эротических ситуаций, которые могут презентировать индивиду сладострастные переживания. Чем более часты сексуальные переживания, начиная с раннего детства, чем с большим удовольствием и бесконфликтностью они протекают и чем более терпимо к ним общество, тем выраженнее становится сексуальная мотивация, т. е. возрастает уровень влечения. В процессе накопления опыта сексуальная активность прямо пропорциональна ее эмоциональным последствиям для конкретной личности.

 

Чем теснее в процессе накопления человеческого опыта увязываются друг с другом сексуальная активность и наслаждение, а сексуальные переживания — с сексуальным удовлетворением, наслаждением и релаксацией, а также с чувством приемлемости, безопасности и ценности в поле общественной морали, тем выраженнее будет половое влечение, что вполне согласуется с правилом возникновения вторичной мотивации.        Приведенные выше описания составляет суть экологической модели (K.Imielinski,1979 г.), которая опирается на тезис о том, что сексуальная активность и сексуальное поведение является результатом процесса обучения, социализации, опирающихся на соответствующую нейрофизиологическую основу.

Согласно этой модели сексуальное влечение, поведение и сексуальная активность зависят от биологических, психологических и социальных (культурных) факторов в их взаимном переплетении.

Сексуальное удовлетворение — основной психологический фактор, определяющий качественную сторону сексуальности человека. В то же время она является главной целью психосексуальной активности, одним из основных мотивов сексуального взаимодействия, конечным результатом полового акта. Физиологические процессы, протекающие в организме мужчины и женщины зависимости от фазы (стадии копулятивного цикла изменения частоты пульса и дыхания, мышечного тонуса и цвета кожи, перераспределение крови по сосудам, уровня артериального давления и прочие феномены) описаны в классических трудах У. Мастерс и В. Джонсон.

В ряде психологических работ было установлено, что ощущение полноты и сексуального удовлетворения зависит от уровня общей удовлетворенности жизнью. В конце

XX века в психологии прочно утвердилась теория «конечной точки» ( «set- point»), анализирующая основные причины, по которым одни люди считают себя счастливыми, а другие нет. Согласно этой теории ощущение счастья для некоторых является константой на протяжении всей жизни, независимо от конкретных обстоятельств. Предположение сторонников этой теории состоит в том, что ощущение счастья закодировано генетически. Для проверки этой гипотезы в ряде западных университетов был проанализирован большой статистический массив (более 60 тысяч) лиц от 25 до 60 лет. Было установлено, что основные условия ощущение счастья — это особенности характера человека, цели и жизненные приоритеты и удовлетворенность своим супругом (партнером).

В настоящее время повсеместно отмечаются тенденции изменения сексуального поведения современного человека. Прежде всего это — изменение брачных ценностей и супружеских стилей, индивидуализация сексуального поведения человека и увеличение потребности в эмоциональной интимности, расширение сексуальных «сценариев», новые представления о границах нормы и многое другое. Изучение сексуальности человека становится перспективным в рамках междисциплинарного сексологического принципа исследований.

Библиография:

1.Агарков С. Т. Сексуальность от инстинктов к чувствам: психогенез сексуальности. М., 2013 г.

2.Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М., 1973 г.

3.Берн Э. Секс в человеческой любви.- М., 1991 г.

4. Кон И. С. Введение в сексологию.- М., 1990 г.

5. Фромм Э. Искусство любви.- Минск, 1991 г.

6.Щеглов Л. М. Основы сексологии.- СПб, 2010 г.

7.Kinsey A.C., Pomeroy W.B., Martin C.E., Gebhard P.H. Sexyal behavioz in the human family.-Philadelphia: W.B. Saunders Co.,1953 г.

 (см. также литературу при статье “ Сексология”)

Л.М.Щеглов